В 2019 году в России вводится обязательная маркировка в отношении 10 различных групп товаров, а правительство уже обсуждает планы по дальнейшему расширению этого перечня. Рассказываем, кто будет заниматься маркировкой, каким компаниям готовиться к нанесению кодов на свою продукцию и сколько все это будет стоить.
Статус официального оператора государственной системы маркировки товаров в РФ, согласно распоряжению Правительства от 03.04.2019 № 620-р,
получило ООО «Оператор-ЦРПТ», дочерняя компания Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).
ЦРПТ будет внедрять и поддерживать национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».
Договорились об этом государство и ЦРПТ на Петербургском международном экономическом форуме, заключив соглашение о государственно-частном партнерстве в области IT.
Подписав документ, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что «проект, не имеющий мировых аналогов, созданный для защиты интересов честного бизнеса и благополучия граждан», будет реализован без использования средств федерального бюджета.
Пресс-служба ЦРПТ озвучила, что их инвестиции в проект составят около 220 млрд рублей за 15 лет (именно на такой срок подписано соглашение).
Предполагается, что ЦРПТ за свой счет обеспечит всех производителей и импортеров, которые будут наносить маркировку, устройствами для получения цифровых кодов с криптографической защитой, а медицинские учреждения — регистраторами выбытия, необходимыми для контроля движения лекарств.
Этапы маркировки товаров в 2019 году
В 2019 году в России вводится обязательная маркировка в отношении 10 групп товаров (распоряжение Правительства от 28.04.2018 № 792-р).
Маркировка будет вводиться поэтапно для различных товаров с 1 марта по 1 декабря 2019 года.
Маркировка сигарет и табачной продукции
С 1 марта 2019 года введена обязательная маркировка табачной продукции (распоряжение Правительства от 28.04.2018 № 792-р).
Производители и импортеры табачной продукции до 30 июня 2019 года должны пройти регистрацию в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке.
С 1 июля 2019 года будет прекращен выпуск немаркированной продукции. Производители будут маркировать каждую пачку сигарет уникальным DataMatrix кодом. При продаже сигарет на кассе нужно просканировать код с каждой пачки или блока.
При этом касса должна передать в ОФД информацию о том, что в чеке содержится маркируемая продукция.
Продавать немаркированные сигареты в рознице можно до 1 июля 2020 года.
Маркировка меховых изделий
Маркировка меховых изделий началась с 12 августа 2016 года.
С 1 июня 2019 года ФНС России передала информационную систему маркировки изделий из меха в единую национальную систему
маркировки и прослеживания товаров «Честный знак» (постановление Правительства от 14.03.2019 № 270).
Основные процессы маркировки меховых изделий не изменились, и смена оператора не потребует их перемаркировки.
После перехода интерфейс, функциональные возможности личного кабинета участников эксперимента, а также алгоритмы работы в нем не меняются.
Вся информация в личном кабинете участника также полностью сохранена.
В связи со сменой оператора информационной системы «Маркировка» с 1 июня прием обращений через личный кабинет службы технической поддержки ФНС РФ прекращен.
Маркировка обуви
1 июня 2018 года стартовал эксперимент по маркировке обувных товаров (постановление Правительства от 30.05.2018 № 620).
Он продлится до 30 июня 2019 года.
С 1 июля 2019 года будет введена обязательная маркировка обувных товаров (распоряжение Правительства от 28.04.2018 № 792-р).
Производители, импортеры и продавцы обуви должны зарегистрироваться в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров с 1 июля 2019 года до 30 сентября 2019 года. В течение 30 календарных дней со дня такой регистрации организации и ИП должны полностью подготовить свои программно-аппаратные средства к введению обязательной маркировки.
Для маркировки обуви используются средства идентификации в виде двумерного штрихового кода DataMatrix и буквенно-цифровой последовательности (31 символ кода маркировки: первая, вторая и третья группа). Они наносятся на упаковку, товарный ярлык или на товар.
С 1 октября 2019 года производители, импортеры и магазины смогут наносить маркировку на упаковку либо на сами обувные товары.
С 1 марта 2020 года нанесение средств идентификации на упаковку или на обувные товары станет обязательным.
Соответственно, продажа немаркированных обувных товаров в России допускается до 1 марта 2020 года.
Маркировка лекарств
Эксперимент по добровольной маркировке лекарственных препаратов стартовал с 1 февраля 2017 года (постановление Правительства от 24.01.2017 № 62). Цель внедрения маркировки – противодействие производству и обороту контрафактной и фальсифицированной продукции.
С 1 октября 2019 года маркировка станет обязательной для препаратов из перечня высокозатратных нозологий.
Маркировка фотоаппаратов и вспышек
С 16 мая 2019 года запущен эксперимент по маркировке фотокамер и ламп-вспышек (постановление от 14.05.2019 № 589), который продлится до 30 ноября 2019 года.
С 1 декабря 2019 года будет введена обязательная маркировка фотоаппаратов и вспышек (распоряжение Правительства от 28.04.2018 № 792-р).
ЦРПТ обещает, что на этапе пилотного проекта все участники получат доступ к системе маркировки, включая генерацию цифровых кодов маркировки и прослеживание их оборота, на безвозмездной основе.
Маркировка других групп товаров
С 1 декабря 2019 года устанавливается обязательная маркировка для таких групп товаров, как:
-духи и туалетная вода;
-шины и покрышки пневматические резиновые новые;
-предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной -или композиционной кожи;
-блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, -женские или для девочек;
-пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, -штормовки и аналогичные изделия;
-белье постельное, столовое, туалетное и кухонное;
-фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.
Правительство РФ пояснило, что перечень маркируемых товаров сформирован с учетом особенностей рыночной конъюнктуры и условий товарооборота на соответствующих рынках.
Единые правила маркировки всех товаров правительство утвердило постановлением от 26.04.2019 № 515, которое уже вступило в силу
с 14.05.2019. Постановление содержит правила маркировки товаров и положение о госинформсистеме мониторинга за оборотом таких товаров.
Правила маркировки товаров устанавливают, как и какие именно средства идентификации будут наносить на маркируемый товар, и как оператор госинформсистемы маркировки товаров станет передавать информацию о них в ГИС.
Размер платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки для средств идентификации товаров, подлежащих обязательной маркировке,
утвержден постановлением Правительства от 08.05.2019 № 577.
Согласно постановлению, размер платы за 1 код маркировки, необходимый для средства идентификации товара, составляет 50 копеек без НДС.
Исключение установлено только для лекарств из перечня жизненно необходимых и важнейших стоимостью до 20 рублей. Для них коды маркировки будут предоставляться бесплатно.
Коды маркировки производителю должен предоставить оператор ГИС мониторинга за маркируемыми товарами.
Он же будет взимать плату с производителей и импортеров за предоставление кодов маркировки с 1 июля 2019 года.
При этом Михаил Дубин, председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий, в интервью «Ведомостям» заявил,
что с введением маркировки предпосылок для роста цен нет. Дубин считает, что «маркировка – это большая платформа для развития бизнеса;
автоматизация приведет к сокращению издержек и формированию дополнительной маржи компаний».
По его мнению, компании захотят увеличить свою долю на рынке, отдав часть маржи потребителю.
Планы правительства по маркировке товаров
Правительство уже обсуждает планы по дальнейшему расширению перечня маркируемых товаров. В этот перечень предполагается включить готовую продукцию из мяса и рыбы, бакалею (крупы, рис, макароны, чай, кофе и т.п.), детское питание, минеральную воду, безалкогольные напитки, молочную продукцию, растительные масла, бытовую химию, парфюмерию, косметику и другие товары.
Например, уже объявлено, что в ближайшее время в России будет введена добровольная маркировка икры.
Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков считает, что введение маркировки позволит правоохранительным органам успешней бороться с контрафактной продукцией.
После внедрения добровольной маркировки икры, скорее всего, состоится переход на обязательную маркировку этой продукции.
Предполагается, что к 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности.
Источник: https://buh.ru/