Срок вступления в силу маркировки обуви и лекарств не будут переносить
Срок вступления в силу маркировки обуви и лекарств, которые должны начаться 1 июля 2020 года, не будет перенесен, продажа немаркированных сигарет после этой даты также будет запрещена. Об этом ТАСС сообщил статс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.
"По результатам обсуждений, проведенных в марте, апреле и мае 2020 года с участием Минпромторга России, уполномоченных ведомств и оператора информационной системы маркировки ООО "Оператор-ЦРПТ", правительством РФ принято решение не переносить срок введения обязательной маркировки обуви, табачной продукции и лекарственных препаратов, наступающий 1 июля 2020 года", - сказал он.
По словам Евтухова, перенос сроков введения маркировки товаров несет риски девальвации уже проведенной работы по формированию механизма обеспечения прозрачности и легальности рынков и защиты потребителей от незаконной продукции, а также инвестиций добросовестных участников оборота в своевременную подготовку к введению таких требований и настройку собственных учетных систем, технических и бизнес-процессов. "Помимо того, что установленные сроки и правила маркировки указанных товаров первоначально обсуждались с представителями бизнес-сообщества и компаний, принявших активное участие в добровольных экспериментах, в настоящее время в Минпромторг России поступают обращения участников рынка о недопустимости дальнейшего переноса сроков введения маркировки", - сказал он.
Как отметил заместитель министра, как и в любой деятельности, в проекте маркировки есть и предприятия, которые активно включились в проводимую работу совместно с ведомствами и коллегами по рынку, и предприятия, которые все оставляют на последний момент и не пользуются возможностью протестировать все процессы до введения обязательных требований по маркировке товаров. "Однако приятно отметить высокую активность большей части бизнес-сообщества в проводимой работе по созданию системы маркировки в отраслях", - добавил он.
Позиция ЦРПТ
В свою очередь заместитель гендиректора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператором системы маркировки) Реваз Юсупов отметил, что ЦРПТ приветствует решение Минпромторга ввести маркировку в установленные сроки. "По всем категориям товаров мы видим высокую степень готовности рынка: все табачные производители уже давно маркируют сигареты, более 98% российских фармпроизводителей готовы работать в системе маркировки лекарств. В обувной отрасли более 17,5 тыс. компаний уже продают маркированную обувь, не дожидаясь 1 июля, это около трети зарегистрированных в системе компаний", - сообщил он. По его мнению, в каждой из отраслей маркировка поможет избавиться от контрафакта и обелит рынок.
Он также отметил, что, если основываться на расчетах экономических и аналитических агентств, вклад системы маркировки в ВВП может составить 1,2% ВВП за счет сокращения незаконного оборота. Более 360 млрд рублей государство получит за счет роста налоговых поступлений и еще до 160 млрд - роста эффективности контрольно-надзорной деятельности, сказал Юсупов. Кроме того, по его словам, маркировка выгодна бизнесу, так как позволяет выровнять конкуренцию - за счет сокращения нелегального оборота доля рынка тех, кто ведет бизнес легально, вырастет.
"Самое очевидное: сокращение доли незаконной продукции приводит к росту выручки легальных производителей - от 50-100 млрд рублей", - сказал он. Согласно расчетам ЦРПТ, при обнулении доли фальсификата в 5-10%, легальные производители получают 50-100 млрд рублей дополнительной выручки, при обнулении доли фальсификата в 45-50%, отрасль приобретает 200-250 млрд рублей.
Предложения отраслевых ассоциаций
Об отсрочке сроков введения обязательной маркировки просили многие отраслевые ассоциации, в том числе представители фармацевтической отрасли, которые предлагали ввести переходный период по маркировке лекарств до 1 января 2021 года в связи с задержкой наладки оборудования и программного обеспечения из-за невозможности приезда технических специалистов, а также из-за перебоев с поставками самого оборудования для маркировки из-за ограничений по новому коронавирусу.
Кроме того, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) направила в Минпромторг РФ предложение о продлении сроков продажи немаркированной сигаретной продукции до 1 июля 2021 года. По мнению АЕБ, отказ от продления этого срока приведет к необходимости участников оборота списать и отнести к убыткам стоимость немаркированных остатков, которая, по данным на 1 июля 2020 года, оценивается в сумму около 5 млрд рублей.